Маркос Marcos E-mail Форум Forum Гостевая книга Guestbook Чат Chat

ВЗГЛЯД ИЗ-ПОД МАСКИ

СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС - САМЫИ ИЗВЕСТНЫЙ СОВРЕМЕННЫЙ МЕКСИКАНЕЦ И МОЖЕТ В ЭТОМ СМЫСЛЕ ПОСПОРИТЬ СО ЗВЕЗДАМИ ТЕЛЕСЕРИАЛОВ, ХОТЯ МАЛО КТО ЗНАЕТ ЕГО В ЛИЦО. ВЗЯВШИСЬ НИОТКУДА И ОБЪЯВИВ ВОИНУ ВСЕМУ МИРУ, ОН УМУДРЯЕТСЯ ЭТУ BOЙНУ ВЫИГРЫВАТЬ. СЕГОДНЯ ОН ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА И ОБЩЕПРИЗНАННЫЙ СИМВОЛ АНТИГЛОБАЛИЗМА. О ЛИДЕРЕ ИНДЕЙСКИХ ПАРТИЗАН ИЗ ШТАТА ЧИАПОС РАССКАЗЫВАЕТ ЕГО РУССКИЙ ИЗДАТЕЛЬ АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ

Партизаны-индейцы мексиканского Называют его “Тата” - предок, “батько” по нашему, или “тятя” для детей, которых он любит как и все революционеры, и много с ними возится у себя в лаканданских джунглях. Он никогда не снимает на людях “Пасамонтану”, черную маску. Эта маска -лицо восстания потомков майя и зовут ее субкоманданте Маркос. Он говорит, что любой, надеваюший маску, берущий оружие и выступивший против глобализма, становится субкоманданте Маркосом, где бы он ни находился и на каком бы языке ни думал. Конечно, если одевшему маску нарвиться этоимя.

Индейская стратегия и поэзия

В любой латиноамериканской стране есть лесные братья. и подпольщики, сражающиеся с властями и верящие в какoe-нибудь светлое будущее, почему же именно Маркос стал для всeгo мира новым, антиглобалистким Че Геварой? Во-первых, он объявил войну не местным властям, а более серьезной инстанции - транснациональным компаниям, планирующим освоить- индейские земли, нефть и кофе. Вторая причина МОДНОСТИ Маркоса: он - Поэт, с большой, как вы уже заметили, буквы. Поэт в том же смысле, что и Маяковский, Маринетти, Д' Аннунцио, председатель Мао. Поэт как посредник, медиатор между нами и майя, между этническим прошлым и технотронным будущим, между вездесущей системой и всегда возможным восстанием. Роль такого посредника устраивает его больше, чем любая другая, поэтому он очень сердится, когда о нем пишут вождь, лидер - или полевой командир. Эти две особенности: планетарный размах мышления и литературное мастерство изложения – надолго обеспечили Маркосу международную харизму.

В Европе его книги издает Фонд Джона Леннона, видимо, в память о братаниях очкастого пацифиста с новыми левыми, Черными Пантерами и знаменитой ИРА в 71-м году, тем более что в текстах Маркоса весь пафос борьбы против империалистических хищников и наймитов вытекает из совершенно фантастического чиапосского фольклора, песен, сказов и притч, а также из снов, видений и интуиций самого Тата - и его ближайших сподвижников. На вопрос о возрасте он отвечает: “Мне 518 лет”. На шее всегда носит старомодный фонарик, поясняя, что нас (в смысле, всех без исключения) завели глобалисты в печальную тьму и теперь нужно искать отсюда выход, пока не разразился необратимый экологический кризис или не началась последняя мировая война. Партизанские дети воспитываются на придуманных Маркосом историях и рисунках про волшебного жучка Дурито. Это священное и всемогущее насекомое - индейский ответ ненавистному Микки Маусу.

Автономная зона по-индейски

Сапатистами они назвали себя в честь народного героя Сапаты, среднего между нашими Чапаевым и Махно и жившего примерно тогда же. Восстание началось новогодней ночью 94-го. В день подписания Мексикой торгового соглашения НАФТА из леса вышли эти самые сапатисты, о которых доселе никто не слыхивал, захватили столицу штата Сан-Кристобаль и с
тамошнего телеграфа по всему миру разослали ряд заявлений: типа, не хотим ложиться под США, продаваться за баксы, окультуриваться, играть по правилам и пускать к себе всяких заграничных менеджеров, жучок дурито нам не велит, ну и отделяемся от всего мира, чтобы жить своим умом, а всех, кому американский порядок опостылел, приглашаем, значит, к сотрудничеству. Интервью на фоне красочных индейских фресок, мгновенно покрывших городские стены, давал таинственный субкоманданте, ставший в этот день символом и звездой. Так Чиапос превратился в автономную зону, в никем не признанный остров сопротивления. Недоумение властей было столь сильным, что сапатистам быстро удалось занять огромную территорию, хотя вооружены они тогда были лишь дедушкиными ружьями либо вообще деревяшками, изображавшими автоматы. За минувшие семь лет и стволов, и военного опыта прибавилось, бои не раз сменялись переговорами, армейский контингент правительства выжигал целые деревни, жители которых убегали под защиту партизан, вертолеты обстреливали лагеря повстанцев с воздуха, а полиция в неизвестном направлении навсегда увозила индейских старейшин, поддерживавших Маркоса. Однако сейчас штат фактически не контролируется извне и живет по собственным правилам, а во всей остальной стране тысячи сочувствуюших ходят в майках и вешают у себя дома деревянные иконки с портретом Маркоса, рядом со статуэтками Девы Марии и Христа. Такие
иконки есть у столичных студентов-радикалов, и у провинциальных крестьян. По всему континенту бесчисленным тиражом переписываются “Красные дудки и барабаны” - кассеты с партизанскими песнями, крамольными сказками про Дурито, окопными интервью и прочей агитацией. Успех этого “магнит издата” объясняется еще тем, что миллионы людей в Латинской Америке просто не умеют читать и могут только слушать Тата.

Индейский промоушн

Субкоманданте пиарил свою революцию по-взрослому: кроме боевых сводок и героических фото он с первого же дня восстания атаковал через интернет весь мир своими стихами, мыслями о Сервантесе, Кортасаре и Шекспире, обращался с вопросами к Далай-ламе, Папе Римскому, рок-звездам, режиссерам, писателям. Недавно его портрет появился в телерекламе одной мексиканской мебельной фирмы. Активное имиджмейкерство всегда имеет свои издержки. Тем более, что формально тут придраться не к чему: не запатентовал же Маркос свою маску и трубку? Где вы видели Робин Гуда, подающего судебный иск? Надо понять вечно недовольных европейских интеллектуалов, раскрутивших Маркоса. К середине 90-х они совсем скисли: советский блок пал, Кастро утомил, к Ким Ир Сену всерьез отнестись не получается, а Исламский джихад поддерживать все-таки стремно. и вдруг из леса такой подарок - защитник всех обиженных, коренных и угнетенных, в красном платке на шее и без конкретного лица, к которому можно было бы придраться, сам на коне, с патронташем через грудь и ноутбуком на-
перевес. Персонаж, каких, казалось, уже и не может быть. Всячески помогать Маркосу и ездить к нему в лес стало хорошим тоном в среде молодых европейских альтернативщиков и богемы - Сапатисты принимали гостей, все им показывали, угощали, читали стихи на дорожку, но комиссарить особенно не давали, оставаясь сами по себе. Если верить вернувшимся, в автономной зоне царит анархизм, но не как его понимали Sex Pistols, а как его представлял себе князь Кропоткин. Иидейцы вооружены, живут небольшими общинами, сплошное самоуправление, коллективно владеют землей и ее дарами, никому никаких приказов
сверху, иcчeз голод, перестали вырубать уникальные леса, запрещена охота на священных животных, возрождаются полузабытые традиции, для детей налажено бесплатное образование, насколько это возможно в условиях тлеющей войны. Так ли все хорошо, вы можете выяснить, только отправившись туда на свой страх и риск, нету никакого другого способа. Но даже если половина описываемого правда, мы имеем дело с гигантским успехом - до 94-го Чиапос был самым глухим и безнадежным мексиканским углом и упоминался только в местной литературе, опять же как глухой и безнадежный угол, в непроходимой зелени древнейшие пирамиды и храмы.
Попыхивая любимой трубкой, батько Маркос любит порассуждать о том, что время в мире страшных буржуинов, собирающих золотой мед в офисных сотах, поделено на мельчайшие и точные отрезки, заранее учтенные и проданные, тогда как гораздо достойнее и полезнее измерить его с помощью бегущего из склянки в склянкy песка и мыслить мгновениями и эпохами, а не часами и днями. За это песочное, сапатистское время он навербовал себе столько поклонников, сколько, наверное, никогда и не рассчитывал. в недавнем и сугубо мирном марше сапатистов на Мехико, кроме самого Маркоса, участвовали: Оливер Стоун, естественно, все это снимавший, вдова французского президента Миттерана, редактор "Моид Дипломатик" Игнасио Рамоне, мощнейший левый философ Реже Дебре, Нобелевский лауреат Хocе Сараманго, пара депутатов Европарламента, знаменитый защитник французского сыра Жозе Бове и другие антиглобалистские лидеры со всего света. А в самом Мехико, кроме полумиллионной толпы фэнов, партизана встречала дeлeгaция писателей, возглавляемая Габриелем Гарсиа Маркесом. Не снимая маски, субкоманданте выступил в парламенте, изрядно перепуганном всем этим шумом и предложившем Чиапосу
перечень уступок и компромиссов. Речь партизана и его друзей может быть передана одной фразой: индейцы майя не продаются! Примерно то же было повторено перед народом, собравшимся на главной столичной площади: борьба продолжается, мировой Карфаген (понимай - Соединенные Штаты) должен быть разрушен, вооруженный народ непобедим! С чем и отбыл восвояси к зависти и ужасу официальных властей. Насчет непобедимости субкоманданте не так уж и преувеличивает. Если раньше мексиканская армия ставила задачей разгром противника, то сегодня цели изменились: блокировать сапатистское движение в границах штата, не дать опасному вирусу распространиться по всей стране. Учиты-
вая популярность "говорящей маски", в этом нет ничего невозможного.

Индейские легенды

Естественно, о таком парне ходят десятки легенд. Одна из них: под маской скрываются разные, хотя и очень похожие братья. Один писатель, второй офицер, третий...

По другой легенде, перед нами воспитанник тайного союза майя, членам которого вообще запрещено показывать лицо чужакам. Этот мистический союз якобы планирует спасти всех индейцев, собрав их вместе и вернув к чистоте, перед тем как на землю сойдет Христос с металлическим зеркалом и даст посмотреться каждому: одни сгорят, не выдержав, а другие -спасутся, увидев свое настоящее отражение. Страшный суд запланирован древнейшим календарем майя на конкретную дату - 23 декабря 2О12-го. Столь же естественно, что Маркос в ответ смеется и советует каждому жить в той реальности, которая ему больше подходит. О себе он рассказывает мало и неохотно: метис, учился на философском в Мехико, увлекался марксизмом, что типично для мексиканского студента, работал программистом, потом, вместе с друзьями по кружку, решил идти в народ, в данном случае - майя, в лесу у индейцев прежняя жизнь закончилась и он стал другим существом. Имя Маркос занял у одного из своих погибших товарищей, похороненного в джунглях, а старое свое имя забыл. В начале 9О-х, узнав о наступлении НАФТА, означавшем полный экономический контроль корпораций над Чиапосом, понял, что засиделся в лесу и пора предъявить себя миру.

индейская логика и планы

Его манифест "Семь деталей мировой головоломки" стал культовым чтивом для антиглобалистов. Хотя выступает он не против объединения мира как такового, но против того, чтобы это делалось в интересах узкой корпоративной элиты. Мировой тусовке глобализаторов противопоставлена идея "интернационала несогласных", которую в Европе сравнивают с проектом нового Коминтерна. Согласно логике Маркоса, промышленная революция могла освободить людей от физического труда, но не сделала этого, потому что результаты индустриализации остались в руках "долларовых вампиров", , выжимающих сверхприбыли из остальных людей и заинтересованных в сохранении неравенства. Теперь компьютерная революция обещает освободить человека от необходимости умственных усилий, и вот тут-то все мы весьма рискуем превратится в зомбированные стада, с которыми один процент "мировых хозяев" будет делать что захочет при помощи прессы, индустрии развлечений и тотального электронного контроля. Не зря в интернете Маркоса так ценят киберпанки, в 98-м они атаковали сайты мексиканской армии и спецслужб, пытаясь помешать очередному вводу войск в мятежный штат. Всему этому, напоминающему "Матрицу" будущему субкоманданте противопоставил идею "международной революции", которая должна изменить сами принципы цивилизации, прекратив рыночные спекуляции, потребительский культ, идиотизацию людей через масс-медиа и прочие неприятности нашей дивной современности.
Реальный ли это прогноз или замысел новой эпической поэмы? Махнуть ли рукой на заграничную экзотику или срочно делать маску из лыжной шапки? Как всегда, все решаешь ты, дорогой читатель. Уверенным можно быть лишь в том, что субкоманданте со товарищи - первые фигуры в орнаменте новой, глобальной истории человечества, начинающейся сейчас.

Маркос Marcos E-mail Форум Forum Гостевая книга Guestbook Чат Chat

Hosted by uCoz